Новости епархии

Паломничество на Святую Гору Афон

02.11.2014

По благословению Преосвященного Диодора епископа Мелекесского и Чердаклинского с 23-26 октября 2014 года состоялась паломническая поездка на святую Гору Афон. Паломническую группу из числа прихожан Свято-Никольского храма возглавил секретарь Мелекесской и Чердаклинской епархии иеромонах Прокл (Бойко). Паломники посетили ряд монастырей и приложись ко многим святыням, хранящимся на Святой Горе. В столице Афона Кариесе перед чудотворным образом Богородицы «Достойно Есть» было совершено молебное пение. 
Поклонились святыням Кутлумушского монастыря и Андреевского скита.
 
За вечерним Богослужением паломники молились в Ватопедском монастыре, где приложились к честному поясу Пресвятой Богородицы, главе Иоанна Златоуста, мощам Григория Богослова, Андрея Критского, апостола Варфоломея, великомучеников Феодора Стратилата, Параскевы, Кирика, Сергия и Вакха, священномученика Харалампия, великомученика Пантелеимона, Трифона, Иоанна Милостивого, архидиакона Стефана, великомученика Димитрия Солунского.
Перед чудотворным образом Божьей матери «Всецарица» было совершено молебное пение. Молились паломники и перед святынями Свято-Ильинского скита. Вся паломническая группа принимала участие в полном суточном круге богослужений и за Божественной Литургией приобщались Святых Христовых Таин.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Столица Афона Карея (Кариес)
Столица Афона Карея (Кариес) расположена в горной местности в центре полуострова Афон, на высоте 370 м над уровнем моря; ее площадь приблизительно 2 га.
Карея была основана в IX в. первыми афонскими монахами. Затем сюда был переведён административный центр из района Ксерского канала. Первоначально он назывался Протат (от греч. протос - «первый»). Название «Карея» появилось позднее. Этимологически это название происходит от греч. «каридия» (ореховое дерево), поскольку в этой местности произрастает много орешника.
Сейчас Карея - место заседания Священного Кинота и административный центр Святой Горы.
Кутлумуш
Монастырь Кутлумуш освящен в честь Преображения Господня и отмечает свой престольный праздник 6 августа по юлианскому календарю. Он расположен недалеко от Кареи, на расстоянии 15 минут пешего хода, на склоне холма, поросшего деревьями и кустарником. Подобно Зографу и Хиландару, он находится далеко от берега, во внутренней части полуострова.
Сведения о происхождении монастыря теряются в веках. Сохранилась купчая грамота, из содержания которой можно сделать вывод, что монастырь существовал до 988 года. Потом он был разрушен, а в XIII веке восстановлен Константином Кутлумусом, который, по некоторым сведениям, был обращен в христианство из турок и принял монашество. Однако в одном раннем документе этого монастыря дается другой перевод слова «кутлумус»: «святой, пришедший из Эфиопии». В монастыре Святого Пантелеимона есть еще один документ, датированный 1169 годом, в котором говорится о монастыре Кулумусиу. Если Кулумус пришел из Эфиопии, то можно предположить, что он был одним из арабских правителей XI-XII веков или просто довольно богатым человеком. К XII веку монастырь уже начал испытывать экономические трудности, которые не оставляли его на протяжении всей его дальнейшей истории. Двести лет спустя монастырь разорили каталонские наемники. Насельники вынуждены были покинуть обитель, и его существование оказалось под угрозой.
Был в истории Кутлумуша период процветания, когда во второй половине XIV века настоятель Харитон из Имброса получил существенную помощь от многих княжеств, расположенных в низовье Дуная. Особую помощь монастырю оказал правитель Угро-Влахии Иоанн Владислав, в результате чего многие из его румынских подданных принесли в Кутлумуше монашеские обеты.
Собор, стоящий посредине монастыря, освящен в честь Преображения Господня. В Кутлумуше хранятся святыни: фрагмент Животворящего Креста Господня, часть стопы праведной Анны, глава святого Алипия Стилита, кисть святого мученика Евстратия, частицы мощей святой равноапостольной Марии Магдалины, святой великомученицы Анастасии и многих других святых. На территории монастыря находится много маленьких храмов и часовен, в том числе в честь Божией Матери, святой Наталии, святых Космы и Дамиана, всех Святых, святого Спиридона, святого Иоанна Крестителя и святых Архангелов. За территорией Кутлумушской обители стоят еще три храма: Святого Трифона, Святителя Николая и Святых Архангелов. Монастырю принадлежат также 18 келий, три домика отшельника и греческий скит святого великомученика Пантелеимона, основанный в 1785 году иноком Харлампием. Скит состоит из 20 разбросанных лесу калив. В настоящее время в разных частях Кутлумушской обители в общей сложности подвизаются около 70 братий.
Андреевский скит
Неподалёку от центра Кареи расположен бывший ещё не так давно русским Андреевский скит. Издревле на этом месте существовал монастырь святого Антония, упоминаемый ещё в первом Уставе Святой Горы. В XV веке он был разорён пиратами, но вскоре на том же месте появилась келья. В святоантониевской обители подвизались два константинопольских патриарха: Афанасий III (+1614) и Серафим II (+1768). Они почитаются как ктиторы Скита. Стараниями Афанасия был построен собор в честь преподобного Антония. Позднее патриарх совершил путешествие по Румынии и России и умер в Харькове, где и хранятся его Святые мощи.
Сегодняшний вид скит приобрёл во второй половине XIX века, когда был куплен русскими иноками и преобразован в «общежительный скит апостола Андрея Первозванного». По размерам он превышает многие самостоятельные монастыри, особенно величествен его соборный храм (1867–1900), так непохожий своей архитектурой на греческие храмы. Это самый большой собор на Востоке, построенный за весь период турецкого владычества. 16 июня 1900 года в очень торжественной обстановке состоялось освещение храма бывшим Вселенским патриархом Иоакимом III. Колокольня собора считается самой высокой на Афоне (40 м) и имеет двадцать пять колоколов, в том числе и пятитонный дар великого князя Алексея Александровича.
Число монахов Андреевского скита к началу XX века достигло восьми сотен человек, но разразившаяся ересь имяславия и Октябрьская революция стали началом заката обители. Многие монастырские постройки пострадали и при пожаре 16 августа 1958 года. К сожалению, погибла и библиотека обители. В 1971 году умер последний монах из старой братии, скит опустел и начал разрушаться. Возрождение скита началось в 1992 году с приходом новой братии. В 2001 году новым дикеем стал отец Евфрем из Филофейской обители, давший новый импульс как материальному, так и духовному возрождению Андреевского скита. Вскоре в нём появились и русские послушники.
Греки называют скит «Серай» (т.е. «дворец»). Относительно происхождения этого названия существуют разные версии. Согласно первой название связано с тем, что на месте будущего скита долгое время располагалась резиденция представителя турецкого султана. Согласно второй, скит был назван так из-за размаха с которым был построен. Русские монахи и паломники перефразировали фразу в «сей рай».
В Свято-Андреевском скиту хранятся мощи ап. Андрея Первозванного и чудотворная икона Богородицы «Скорбящих утешение», украшенная окладом с драгоценными камнями и находящаяся в алтаре кафоликон, от образа было совершено множество исцелений глухих и парализованных.
Тому, кто пожелает задержаться в Карее – чтобы попасть на богослужение в собор или чтобы утром отправиться автобусом в Дафни, – советуем остановиться на ночлег в Андреевском скиту: там всегда найдётся место для русских паломников. Есть в Карее и маленькая гостиница. Если вы направитесь в монастырь Кутлумуш, находящийся в десяти минутах ходьбы от центра Кареи, имейте в виду, что возможность гостеприимства тамошних насельников ограничена.
Монастырь Ватопед. Пояс Пресвятой Богородицы.
Любая афонская обитель посвящена памяти святого или религиозному празднику (Господскому или Богородичному), в честь которого освящен соборный храм. Первые сохранившиеся сведения о Ватопедском монастыре говорят о том, что он был освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, и так это сохраняется и поныне.
Как полагают некоторые, монастырь был возведен на месте храма, построенного в начале IV века императором Константином Великим и разрушен Юлианом Отступником. Согласно более позднему преданию, Ватопед был сразу основан как монастырь императором Феодосием (379 - 395). У императора было трое детей: Аркадий, Гонорий и Плакидия. Выдав дочь замуж, он отправил молодую чету с двумя своими сыновьями в Рим. На обратном пути из Рима в Константинополь на борту корабля находился сын императора Аркадий с придворными. Возле местечка Имброс Аркадия во время шторма смыло за борт, и он исчез в волнах. Корабль нашел убежище от бури возле того места, где сейчас стоит Ватопедский монастырь. Погруженные в скорбь придворные вдруг увидели Аркадия, спавшего мирным сном под кустом куманики. Аркадий рассказал им, как его чудесным образом спасла Богородица. В благодарность император воздвиг на этом месте монастырь, который в последствии стали называть Ватопед (вато - куст,педион - ребенок). Потом монастырь был разрушен - вероятно во время многочисленных вторжений - отстроен заново в 676 году, и снова разрушен в 862 году арабскими пиратами.
Ватопед в его нынешнем виде был создан во второй половине X века тремя монахами из Адрианополя: Афанасием, Николаем и Антонием, пришедшими на Святую Гору и ставшими учениками преподобного Афанасия. Через некоторое время он отправил их жить в те места, где сейчас расположен монастырь Ватопед. Тогда здесь стояли кельи отшельников более ранних времен.
Хотя Ватопед не значится в списке афонских монастырей, составленном в 972 году святым Афанасием, он упомянут в записях от 985 года (то есть, по прошествии всего нескольких лет). Таким образом, время основания монастыря определяется в границах этого периода. Уже спустя столетие монастырь процветал, получая серьезную помощь от императорского двора династии Комнинов. Ватопед был не просто богатым и привилегированным сам по себе, но даже управлял десятью зависимыми от него менее крупными монастырями, большинство которых было впоследствии разрушено в результате поразивших Святую Гору катастроф.
Два наиболее известных святых Ватопеда пришли сюда в конце двенадцатого века: иноки Симеон и Савва, отец и сын, сербы царственного происхождения. Ватопед со временем отдал им разрушенный монастырь Хиландар, и они восстановили его, получив средства от сербской знати. Два эти монастыря поддерживали близкие отношения, оказывали друг другу посильную помощь и совместно встречали праздники. Среди прочих известных церковных деятелей, подвизавшихся здесь - святительГригорий Палама (+ 1359), преподобный Максим Грек (+ 1556) и патриарх Геннадий (+ ок. 1473).
В 1990 году Братство старца Иосифа приняло на себя труды по возобновлению монашеской жизни в Ватопеде, обитель была преобразована из идиоритмической (особожительной) в киновиальную (общежительную) .
ХРАМЫ И СВЯТЫНИ
В главном соборе обители, построенном в десятом веке примерно по тому же плану, что и в Великой Лавре, и освященном в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, сохранились фрески македонской школы XIV века и прекрасная византийская мозаика. На Святой Горе это единственное место, где есть мозаика такого типа. Внутри собора имеется еще пять храмов и часовен: в честь святителя Николая, святого Димитрия, Святой Троицы, Святых Архангелов и Богоматери "Утешение", где по традиции совершается постриг.
Во дворе храма расположена часовня святых Космы и Дамиана и часовня Святого Пояса, в котором хранится пояс Пресвятой Богородицы.
Кроме ризы Пресвятой Богородицы, сохранился между христианами и честный пояс Ее, который, по успении Божией Матери, Ею Самою был вверен апостолу Фоме. 
В царствование Аркадия, сына Феодосия Великого, пояс Пресвятой Богородицы перенесен из Палестины в Константинополь и дочерью его, св. Пульхериею, положен в драгоценном ковчеге, за царскою печатью, во Влахернском храме, ею же построенном во имя Богородицы (408-450). В IX веке написан был Иосифом Студитом канон на день положения пояса с акростихом: "Крепостию мя Твоею опояши, Чистая Дева". В X веке царица Зоя, жена Льва Философа, долгое время страдала от болезни, от которой врачебные средства не помогали; однажды она получила во сне откровение, что выздоровеет немедленно, если будет возложен на нее пояс Пресвятой Богородицы. Тогда в присутствии императора Льва ковчег был открыт, и пояс, найденный совершенно невредимым, был возложен руками патриарха на больную, которая тотчас же и получила исцеление. После этого всенародно были принесены благодарственные молитвы Господу Богу и Пречистой Его Матери, и пояс с торжеством был опять положен в тот же ковчег. В воспоминание этого чуда, бывшего над больною царицей, Церковь установила в начале X в. праздник в честь положения пояса Пресвятой Богородицы 13 сентября, прославляя в честном Ее поясе залог благословения и утверждения православных царств. 
Честный пояс, сопутствовавший в походах греческим императорам, взят был у греков болгарским царем Коломаном и в 1151 году принесен в дар Ватопедской обители на Афоне сербским князем Лазарем. В 1387 году русский митрополит Пимен видел во Влахернском храме ковчег, в котором лежали риза и пояс Пресвятой Богородицы. В настоящее же время одна значительная часть пояса находится в Ватопедском монастыре, вложенная в драгоценный ковчег, запечатанный двумя царскими печатями Аркадия и Льва Философа, и помещается в алтаре соборного храма; другая же часть его хранится в Грузии, в Зугдидской церкви, куда пожертвовал ее греческий император Роман, выдавший в исходе X века дочь свою Аргиру за знаменитого царя Абхазии и Грузии, Баграта Куропалата. Аргира, получившая исцеление от этого пояса, упросила отца отпустить с нею в дальнюю страну часть его. По повелению императора Александра I выстроен каменный храм в Зугдиди (в Мингрелии), где доныне святыня хранится пред иконостасом в драгоценном киоте. На верхней части пояса, который походит на диаконский орарь, сложенный вместе, виден древний лик Богоматери; нижняя часть его совершенно ветха. Бывшая правительница Мингрелии Нина, дочь царя Георгия, при вступлении в подданство России, принесла этот чудотворный пояс в дар императору Александру I; но он, украсив пояс Богоматери драгоценными камнями, возвратил правительнице и тогда же повелел воздвигнуть каменную церковь для хранения сей святыни.
На территории монастыря есть еще двенадцать маленьких часовен, библиотека рукописей и богатое хранилище драгоценных церковных предметов. В Ватопеде хранятся мощи святителя Григория Богослова, святого великомученика Харлампия, святого великомученика Пантелеимона, святого протодиакона Стефана, святой Параскевы, святого великомученика Феодора, святого апостола Варфоломея и многих других святых. В XX веке особо прославился исцелениями от рака сохраняемый в обители образ Божией Матери "Всецарица."
Ильинский скит
Скит Илии Пророка - общежительный скит, приписан монастырю Пантократор и находится в 25 минутах ходьбы от монастыря.
Был создан в 1757 году выдающимся славянским просветителем Паисием Величковским (1722-1794 гг), знаменитым переводчиком святоотеческих писаний с греческого языка на русский. В ранней молодости инок Платон принял постриг и был наречен Паисием. Когда, спустя несколько лет, собралось вокруг смиренного Паисия целое братство, он испросил у греческого монастыря Пантократора необитаемую и ветхую келлию, посвященную во имя Пророка Илии. Вскоре на месте этой келлии Паисий основал скит и провел там первые пять лет, заложив прочный фундамент для его дальнейшего процветания.
Своего расцвета скит достиг при старце Паисии II к 1850 году. Этот трудолюбивый настоятель остроил скит, воздвиг еще один корпус, в котором устроил две церкви. Благодетели из России помогли скиту устроить величественный собор. В 1881 году завершилось строительство Соборного храма скита, посвященного Илие Пророку.
Среди святынь скита - великолепный артофор (поднос для освященного хлеба). Большой интерес представляет также позолоченный деревянный иконостас скита.
В настоящее время настоятелем скита является архимандрит Иоаким, в скиту подвизаются 15 монахов.
Иконы
Икона Богородицы Тихвинская - Список с известной иконы Тихвинской Богоматери, находится в левом киоте Соборного храма. Согласно преданию, 17 февраля 1876 года икона начала источать слезы. Русский царь Александр II, которому стало известно о чудодейственных свойствах иконы, взял ее на фронт Русско-турецкой войны.
Икона Богородицы Млекопитательница - Список с известной иконы, привезенной из монастыря Саввы Освященного святителем Саввой Сербским. Икона находится в храме Великомученика Димитрия.
Святыни
Часть Животворящего Креста Господня; левая стопа Апостола Андрея Первозванного; ризы Спасителя и Божьей Матери; частицы мощей Крестителя Господня Иоанна; апостолов: Матфея; Иакова Алфеева; Иакова брата Иоанна Богослова; первомученика Стефана; священномучеников: Игнатия Богоносца; Григория, епископа Великой Армении; Харлампия Модеста; Дионисия Ареопагита; Фоки; Ермолая; Анфима; мощи великомучеников: Феодора Стратилата; Феодора Тирона; Пантелеймона и Артемия; Варвары; Св. Иоанна Милостивого; Софрония, патриарха Иерусалимского; патриарха Цареградского Тарасия; пророка Иеремии; мучеников: Иакова Персиянина; Панкратия; Мины; Антипы; Хрисанфа; Каллиопия; Логгина; Евлампия; Агафангела; Андроника; Кирика; Димитрия и Георгия; частицы Сорока мучеников Севастийских; Анастасия Персиянина; Архидиакона Лаврентия; Акакия и Игнатия Афонских; мучениц: Параскевы; Фотинии; Иулитты.
 
 

Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Официальный сайт Мелекесской и Чердаклинской епархии Русской Православной Церкви»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на сайт Мелекесской и Чердаклинской епархии: http://www.melekess-eparhia.ru



Храм Димитрия Солунского

Календарь