Новости Патриархии

Митрополит Волоколамский Иларион возглавил торжественный акт Санкт-Петербургских духовных школ

10.10.2013

9 октября 2013 года, в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по приглашению ректора Санкт-Петербургской духовной академии епископа Петергофского Амвросия председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополит Волоколамский Иларион возглавил торжественный акт в Санкт-Петербургских духовных школах.

Торжества начались Божественной литургией, которую митрополит Иларион совершил в академическом храме. Владыке сослужили ректор академии епископ Петергофский Амвросий, епископ Царскосельский Маркелл, глава Учебного комитета Украинской Православной Церкви епископ Ирпенский Климент, ректор Коломенской духовной семинарии епископ Зарайский Константин, епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, а также прибывшие вместе с митрополитом Иларионом декан Свято-Владимирской семинарии (Нью-Йорк) протоиерей Джон Бэр и канцлер Свято-Владимирской семинарии протоиерей Чад Хатфилд, находящиеся в России по приглашению Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия. Среди сослужившего духовенства были также настоятель храма святой Екатерины в Риме архимандрит Антоний (Севрюк), ректор Смоленской духовной семинарии протоиерей Георгий Урбанович, ректор Парижской духовной семинарии иеромонах Александр (Синяков), проректор Московской духовной академии игумен Вассиан (Змеев), помощник ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры иеромонах Иоанн (Копейкин), учащие и учащиеся Санкт-Петербургских духовных школ в священном сане.

Перед началом богослужения к собравшимся обратился губернатор Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко. Глава северной столицы отметил исключительное значение Санкт-Петербургской духовной академии для истории города, а также ее особую роль в духовно-нравственном воспитании горожан. Митрополит Иларион поблагодарил Георгия Сергеевича за участие в торжествах и пожелал губернатору помощи Божией в несении его ответственного служения.

По окончании Божественной литургии митрополит Иларион обратился к собравшимся с архипастырским словом:

«Владыка Амвросий, ректор Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии! Ваши Преосвященства, дорогие владыки! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно приветствую от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с престольным праздником и актовым днем Санкт-Петербургских духовных школ!

Святейший Патриарх Кирилл, который в течение десяти лет был ректором Ленинградской духовной академии и семинарии, всегда хранит добрую память об этих духовных школах, всегда с любовью вспоминает годы, когда сам был здесь студентом, а потом преподавателем и ректором. Он всегда заботится о Санкт-Петербургских духовных школах как своей Alma Mater и, напутствуя меня, просил передать всем вам свою любовь, свое благословение и наилучшие пожелания: учащим в преподавании, а студентам — в учебе.

Храм Санкт-Петербургской духовной академии посвящен апостолу и евангелисту Иоанну Богослову. Как вы сегодня слышали, Иоанн Богослов является апостолом любви, он с особой силой свидетельствовал нам, что Бог есть Любовь. Взирая на его образ, мы вспоминаем о том, что он был любимым учеником Иисуса, что на Тайной вечери он возлежал на груди Спасителя, что именно о нем после Своего Воскресения Господь сказал, обращаясь к Петру: Если Я хочу, чтобы он пребывал до момента, когда Я приду то, что тебе до этого? (см. Ин. 21:22). Именно этому ученику Господь, когда был распят, вручил Свою Пречистую Матерь, о чем мы также слышали в сегодняшнем Евангельском чтении. Он был свидетелем многих чудес Божиих; так, он был одним из трех апостолов, которые были возведены Господом на гору для того, чтобы те своими глазами увидели Его преобразившимся, чтобы им была явлена вся полнота Его Божественной славы. И когда мы задумываемся об этом великом апостоле, который оставил нам четвертое Евангелие, послания и Апокалипсис, мы думаем о той таинственной связи, которая существовала между ним и его Учителем: это была связь любви и, одновременно, связь, через которую Учитель передавал Своему возлюбленному ученику то, что Он хотел передать другим людям. Ведь мы знаем, что Господь Иисус Христос был лично знаком не очень большому числу людей — те, кто его видел и слышал в то время, когда Он находился на земле, исчисляются, может быть, несколькими тысячами, может быть несколькими десятками тысяч. Но Его слово должно было дойти до всех остальных, до будущих поколений, до нас с вами.

Оно дошло через Его учеников — апостолов, евангелистов, которые пронесли Его Слово до концов земли, которые записали Его слово так, что сегодня мы можем читать эти слова и слышать живой голос Спасителя, обращенный к нам.

Апостолу и евангелисту Иоанну Богослову дана была особая миссия и особая привилегия. После того, как уже были написаны Евангелия, в которых евангелисты рассказали каждый по-своему, но, в общем-то, очень похожим языком и похожими словами о том, что они видели и слышали, чему были свидетелями, на долю апостола Иоанна выпало написать четвертое Евангелие, которое существенно дополняет то, что говорили три евангелиста, и по-новому раскрывает нам образ Бога Воплотившегося как Бога Любви, Бога, Который так возлюбил сей мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (см. Ин. 3:16). Эту истину, которая была закрыта от ветхозаветного человечества, которая была сокрыта от древнего Израиля, святой апостол и евангелист Иоанн Богослов возвестил нам для того, чтобы мы любили Бога, чувствовали, что Господь любит нас, и ощущали себя Его возлюбленными учениками, которым Сам Господь открывает Свои тайны.

Кто такой возлюбленный ученик? Это тот, кто, забывая о себе, вслушивается в слова своего учителя, кто старается запомнить эти слова и записать их не только на скрижалях своего ума, но, что самое главное, — на скрижалях сердца. Это тот, кто, ощущая любовь своего учителя, откликается на нее своей глубокой и сердечной любовью. Любимый ученик — это тот, кому учитель может вручить свою матерь. Любимый ученик — это тот, кому учитель может открыть многие тайны, сокрытые от других людей.

Церковь Христова всегда была сильна духом учительства и ученичества, потому что из поколения в поколение Священное Предание, которое мы унаследовали от Самого Господа, передавалось от учителей к ученикам. И даже апостол Иоанн Богослов часто на иконе изображается не один, но со своим учеником: мы видим апостола слышащим слово Божие, которое изображается на иконе в виде лучей, и тут же он услышанное слово передает своему ученику, чтобы тот его записал.

Церковь Христова всегда стояла на этом опыте, который мы называем Священным Преданием; он заключается в том, что учителя передают ученикам все то, что узнали и услышали от своих учителей, а потом ученики, когда вырастают, сами становятся учителями и передают ученикам слышанное от своих учителей. Этот опыт подобен тому, как апостольское преемство передается от одного поколения епископов к другому, а от того — к третьему; точно так же этот опыт, это Божественное знание передается от одного поколения учителей к другому, от него — к третьему и так далее.

Очень часто в стенах одной духовной школы, как это и сегодня здесь происходит, собираются сразу несколько поколений учителей и учеников. Учителя, которые сегодня являются маститыми старцами, когда-то так же, как и нынешние студенты, сидели за партами и слушали тех учителей, которые ныне уже перешли в мир иной. А учащиеся, которые сегодня сидят за партами и старательно записывают то, что слышат от своих учителей, когда-нибудь и, может, в очень скором времени сами станут учителями и будут передавать полученный опыт следующим поколениям.

Именно этим сильна Церковь, и этот дух ученичества должен быть присущ всем нам. Нужно понимать: от Самого Господа получили мы то, что должны передать нашим потомкам, нашим ученикам. Пример святого апостола Иоанна Богослова, любимого ученика Спасителя, должен вдохновлять нас в этом.

Господь каждого из нас призывает на Свое служение — так Он призвал Своих учеников, когда они, может быть, и не помышляли ни о каких серьезных делах и занимались тем же, чем и многие их сверстники, многие их друзья: ловили рыбу. Вдруг они увидели Господа, Который сказал им: «Следуйте за Мной!», бросили все и последовали за Спасителем. Мы с вами, дорогие братья и сестры, также последовали за Спасителем — мы пришли в духовную школу, чтобы услышать то, чему Сам Господь хочет нас научить.

Мы должны всегда задумываться о том, что привело нас в духовную школу, что привело нас на служение Церкви. Сегодня в Церковь приходит очень много людей, и среди тех, кто ступает на путь церковного служения, не все, к сожалению, мотивированы чистым желанием быть учениками Спасителя, быть апостолами Его, быть провозвестниками Его Божественного слова. Сегодня иной раз человек думает о священнической карьере как средстве для того, чтобы заработать деньги, а иной раз кто-то воспринимает церковное служение как карьеру. Эти две мотивации: финансовая или карьерная — глубоко противоречат самому духу христианства, самому духу Евангельского учения, который мы унаследовали от святых апостолов и евангелистов.

Если кто-нибудь из нас приходит в духовную школу с целью получить хорошее место, хороший доход, он ведом ложной мотивацией. Если человек приходит служить Богу с надеждой на то, что получит комфортные условия, будет двигаться вперед по карьерной лестнице, то стремления его ложны. И таких людей, по крайней мере, многих из них, ждут в жизни глубокие разочарования.

Вы должны помнить о том, что Господь призывал нас на апостольский подвиг, который у большинства апостолов закончился мученичеством, потому что невозможно было иначе быть верными Христу в том мире, который их окружал.

Церковь прошла в течение своей истории через разные периоды. Мы сегодня живем в период благоденствия, когда храмы восстанавливаются, когда Церковь Божия имеет свободу, когда мы можем пользоваться средствами массовой информации для того, чтобы обращаться со словом ко всем, кто этого пожелает. Но мы должны помнить, во-первых, о том, что такие времена налагают на всех нас особую ответственность за каждое слово, которое мы произносим не только в стенах храмов, но и через средства массовой информации, не только для людей, уже уверовавших в Господа, но и для ищущих и сомневающихся, в том числе и критически настроенных по отношению к Церкви. И, конечно, мы должны помнить, что эта ответственность возлагается на нас Самим Господом, а потому, чтобы достойно нести порученное служение, следует полагаться не на собственные силы, таланты и умения, а на благодать Божию, всегда немощная врачующую и оскудевающая восполняющую. Ведь именно благодать наполнила уста апостолов, безграмотных рыбаков, тем Божественным словом, которое они донесли до нас и которое нас продолжает вдохновлять на труды, на жизнь по евангельским заповедям.

Это слово мы должны очень крепко на всю жизнь усвоить, особенно же пока пребываем в духовной школе, для того, чтобы оно стало в нас закваской, благодаря которой вскиснет все тесто, благодаря которой вся наша жизнь наполнится Божественной благодатью.

Будем использовать время, которое дает нам Господь, для того, чтобы усвоить все, что возможно, от наших учителей, дабы впоследствии самим стать учителями и передавать Божественное откровение, которое мы получили, нашим ученикам, нашим детям, нашим внукам.

Всем вам, дорогие владыки, дорогие отцы, братья и сестры, желаю помощи Божией в служении, на которое Сам Господь каждого из нас поставил. Желаю, чтобы молитва святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова всегда сопутствовала нам на жизненном пути. Аминь».

В ректорате академии председатель ОВЦС встретился с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром. Затем иерархи проследовали в актовый зал. В ходе торжественного акта митрополит Владимир обратился с приветствием к собравшимся.

Далее председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион выступил с докладом на тему «Миланский эдикт и христианская свобода».

Актовую речь, посвященную деятельности факультета церковных искусств СПбДА, произнес его декан архимандрит Александр (Федоров).

В завершение мероприятия митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир и митрополит Волоколамский Иларион, а также ректор академии епископ Петергофский Амвросий вручили Патриаршие награды и почетные грамоты благодетелям, профессорам и преподавателям Санкт-Петербургских духовных школ.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Официальный сайт Мелекесской и Чердаклинской епархии Русской Православной Церкви»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на сайт Мелекесской и Чердаклинской епархии: http://www.melekess-eparhia.ru



Храм Димитрия Солунского

Календарь